Очень хорошо, что "НЭГ" начала рассказывать о новых экономических механизмах, получивших широкое распространение в развитых странах мира (см. "НЭГ" N 18 за 2002г., с.26 "Информационные технологии в управлении предприятием"). О некоторых из них, например об аутсорсинге, хотелось бы сказать особо, ведь никуда и нам не деться от международной кооперации труда.

Под аутсорсингом понимается такая организация производства продукции, в которой оригинальный производитель выносит часть технологических блоков за пределы своих фирм и подразделений. 

Компании, которые берут на себя выполнение выносимых технологических блоков, называют "контракторами". Последовательная реализация идеи аутсорсинга привела к тому, что оригинальные производители сами те или иные товары не производят, а делают заказы на их изготовление специализирующимся на этом фирмам-контракторам, которые в такой цепочке теперь могут заниматься еще и разработкой товаров, и их модификацией. Но вот создание и эксплуатацию своего брэнда, т.е. реализацию товара конечному потребителю, оригинальный производитель из своих рук никогда не выпустит.

Понятно, что такая цепочка фирм должна работать как часы, следуя за всеми нововведениями и перестройками оригинального производителя. Отставшая или не вовремя и не в полной мере выполнившая рекомендации или требования фирма-контрактор безжалостно и мгновенно заменяется на более подходящий элемент. В такой организации производства несвоевременное или неосторожное вмешательство государственных и других посторонних субъектов в деятельность находящейся на их территории фирмы-контрактора может привести к ее выводу из цепочки. Подобную организацию бизнеса имел в виду самый богатый человек планеты Билл Гейтс, когда писал свою книгу "Бизнес со скоростью мысли", уже ставшую бестселлером. По мнению Гейтса, все фирмы -- участники цепочки контракторов должны минимизировать бумажный документооборот, широко использовать быстрые автоматизированные информационные системы и различные варианты скоростной материальной связи, без чего логистика аутсорсинга просто теряет смысл из-за потери темпа.

Не обошел аутсорсинг и нашу страну: около 7% молодых специалистов Беларуси (до 30 лет) зарабатывают сегодня деньги на рынке аутсорсинговых услуг, встраиваясь в цепочки процессов создания программных продуктов по заказам крупнейших западных компаний. Наиболее значительный и известный пример такого бизнеса -- белорусская фирма в ранге СП "IBА". Подавляющая часть его доходов обеспечивается участием в технологических цепочках разработчиков программного обеспечения.

У большинства белорусских предприятий загрузка производственных мощностей невелика, и они с большим энтузиазмом относятся к предложениям из области аутсорсинга от российских фирм. Но потрясающе низкий уровень менеджмента и полное отсутствие возможности самостоятельно принимать стратегические решения делает наши фирмы, компании и заводы только объектом получения хорошей прибыли в российских цепочках. Встраивание в аутсорсинговые цепочки благополучных межнациональных фирм гораздо выгоднее. Так, львиная доля примеров успешного аутсорсинга в развивающихся странах, по данным фирмы McKinsey Quarterly, приходится на лидеров новой экономики: Рhiliрs, Motorola, Аlcatel, Ericsson, Intel, Microsoft, IBM, Cisco. Те же производители автомобилей, по данным Bear Sterns, до 65% производственной логистики обеспечили аутсорсингом, что позволило им на 20--30% снизить издержки и увеличить скорость реагирования на "голос потребителя". Однако наши машиностроители -- "наш козырь" -- чужие на этом празднике жизни.

Пока наши предприятия вовлекаются в аутсорсинговые схемы в самом невыгодном - давальческом - варианте. По такой схеме предприимчивые россияне подминают материальные потоки машиностроительных и химических предприятий, на очереди предприятия и других отраслей. Изношенность основных фондов и низкий уровень менеджмента не позволяет надеяться на то, что эти уродливые схемы кооперации разовьются в цивилизованные формы аутсорсинга. Другое дело, если бы государство как главный собственник белорусских предприятий одной из стратегических целей управления своей собственностью установило формирование фирм-контракторов с передачей их эффективным собственникам. Это был бы очень перспективный вариант возрождения белорусской экономики, а для некоторых предприятий -- просто панацея.

В перспективные фирмы-контракторы с удовольствием вкладывают деньги будущие заказчики, если доказана выгодность использования этих фирм в аутсорсинговых цепочках. Успешность экспансии многонациональных корпораций на восточные рынки во многом определяется тем, насколько эффективны новые контракторы. Поэтому Ford, интенсивно осваивающий рынок России и других стран СНГ, активно обучает своих будущих поставщиков, готовя их к тендерам на право быть контракторами в своих цепочках. Аналогичной тактики придерживаются и другие корпорации, и грех не воспользоваться этим.

Белорусские предприятия в аутсорсинговых схемах могли бы выступать как в качестве контракторов, так и в качестве оригинальных производителей. Последний случай касается только предприятий, имеющих широко известные и продвинутые брэнды, например "Атлант", МАЗ, "Белита". Но применение аутсорсинговых схем целесообразно лишь тогда, когда все другие способы снижения издержек и повышения качества исчерпаны и привлечение стороннего исполнителя действительно даст весомый эффект. При расчете выгод от применения аутсорсинга необходимо принимать во внимание различные альтернативные варианты документарного оформления выноса части функций за пределы предприятия. Это необходимо для минимизации затрат на преодоление законодательных барьеров (например, ограничений по включению в себестоимость затрат на оплату услуг сторонних организаций, которые организация способна выполнять своими силами благодаря наличию соответствующих структур и штатных единиц).

Выбор варианта определяется конкретными обстоятельствами. В любом случае результат выполнения выносимой функции для предприятия становится покупаемым товаром (даже если это услуга), что подразумевает соблюдение соответствующего налогообложения и всех сопутствующих правил и процедур. 

Если же белорусское предприятие выступает в качестве контрактора, никаких законодательных ограничений на участие в аутсорсинговых схемах нет. Имеются другие трудности. Они связаны с неготовностью белорусских предприятий к структурным преобразованиям, отсутствием должной корпоративной культуры, общим низким уровнем менеджмента и психологической неподготовленностью работников предприятий к изменениям. А изменения необходимы, т.к. статус поставщика продукции или услуг должен подтверждаться доказываемым наличием у предприятия-претендента системы минимизации издержек, оптимизации качества. Также необходимо показать способность соответствовать требованиям оригинального производителя. Эти требования обусловлены необходимостью опережающего поддержания конкурентоспособности, что означает быстрое изменение номенклатуры в соответствии с требованиями рынка при минимизации издержек и оптимизации соотношения "цена/качество".

Преимущества, которые получают предприятия-контракторы, связаны с тем, что у них появляется доступ к современным технологиям, а участие в технологических цепочках дает основания для привлечение инвестиций на перевооружение и освоение новейших технологий. Таким образом, появляется шанс вырваться из замкнутого кольца нехватки оборотных средств, неплатежей и технической стагнации. Поэтому белорусским предприятиям, претендующим на продление своей жизни путем участия в аутсорсинговых схемах, необходимо безотлагательно заняться доведением организации управления, производительности, эффективности, минимизации издержек и соотношения цена/качество до конкурентного уровня.

* Александр Воронин – главный специалист по системам менеджмента ООО «Регул-Консалт», кандидат технических наук (Национальная Экономическая Газета, 2002, № 27).

Задать вопрос

Отправить сообщение

* обязательно для заполнения!